Пишите нам: tio@nsys.by
• Оглавление
  [an error occurred while processing this directive]
Если хочеш заработать, жми на кнопку и вперед!
Заработай денег!
Заработай денег!
Make Cash on the Net Заработай дерег!
Заработай денег!

ВОДНЫЙ ТУРИЗМ

Из самого глубокого озера Беларуси Долгое - в озеро Плиса

Из головы на три дня выброшены все мысли о проблемах повседневной жизни. Мы на станции Зябки, куда за три с небольшим часа нас доставил поезд Молодечно-Крулевщизна-Полоцк. Впереди простые и понятные задачи: весь день работать веслами, найти место для ночлега, обеспечить себя горячей пищей, крышей над головой и получить как можно больше впечатлений.

Итак, до легендарного озера Долгое от станции не более трех километров, которые, несмотря на нашу поклажу, преодолелись на удивление легко. Еще немного - и байдарка плавно скользит по поверхности воды. Пройдя километра два, начинаешь понимать, почему это озеро овеяно легендами.

12-16 тысяч лет назад на этой земле между двумя возвышенностями застрял ледник, начал таять и во внутреннюю его трещину обрушились водопады талой воды. Она-то и поработала над будоражащими воображение глубинами нынешнего озера Долгое - до 53,7 метра. И это при максимальной ширине немного более 700 метров. Для сравнения: максимальная глубина Нарочи - 24,8 м при ширине 9,8 км. А ведь можно еще вспомнить, что средняя глубина Балтийского моря до 100 метров... Причем дно озера вовсе не ровное. Глубины вдруг сменяются фантастическими поднятиями, подводными "горами", как называют их местные жители. Крутые, поросшие лесом склоны возвышаются на 20-30 метров над водой. Мы поднялись на один из них - многовековая работа ледника как на ладони. Остались и живые свидетели давних времен - реликтовый рачок лимна кадянус и рыбка снеток, характерные места обитания которой - северные озера Карелии, а в Беларуси она сохранилась практически только в этом озере. Говорят, снеток прозрачен на свет и пахнет огурцом. Правда, поймать его можно почему-то только во время уборки картофеля.

По живописной протоке выходим в озеро Шо (название какое-то явно не славянское, возможно, сохранилось еще с тех времен, когда бродили здесь балтские племена). Вокруг озера - леса. Но не обольщайтесь. Все они стоят в болоте. Сухих мест нет! И если вы решите заночевать, то это можно сделать только за деревней Надозерье, свернув из протоки направо. Ну, а если время и вдохновение еще есть, то вперед, в речку Шоша. Помните, впереди по крайней мере два часа работы веслами. И хотя речка живописна, стоянка возможна только возле мостов. А они здесь своеобразные, смонтированы из бетонных труб. В высокую воду первый мост можно пройти через крайнюю левую трубу.

Шоша - река лесная, а значит, много завалов, но все они проходимы, нужно только немного внимания. Другая особенность реки - заколы для ловли рыбы. Иногда они перегораживают всю реку, подпруживая ее, но всегда преодолимы без проблем, так как в них обязательно есть проход для рыбы. Километрах в шести от первого моста - второй. На карте он не выделен, но лесная дорога показана. (Здесь сплошной лес, деревень нет на несколько километров, а бобровые хатки свидетельствуют о том, что человек здесь не властвует.

Спустившись ниже второго моста, мы неожиданно услышали необычайно сильный шум воды. Первая тоскливая мысль - завал, который придется обносить. И это по колено в болотной жиже. Осторожно приближаемся, шум нарастает, и... перед нами открывается вид на водопад высотой метра в полтора. Настоящая Ниагара для равнинных белорусских рек! Мы замерли в восхищении: работа бобров. Но зачем им это понадобилось? Чуть позже все объяснилось. Километром ниже река превращена в канал, уровень ее резко понизился, берега стали значительно возвышаться над водой. И вот бобры запрудили ее, повысили уровень воды и залили всю пойму Шоши, образовав этот водопад и исправив все, что натворил человек. Благодаря плотине, река на протяжении всего нашего пути сохранила естественный вид. Спасибо, бобры! Вы сохранили не только свою жизнь, но и крупицу нашей.

В молчании, с чувством некоторой подавленности мы отмолотили по прямому каналу более двух километров. После впадения реки Чистянки Шоша входит в собственное русло. Появляются хорошие места для стоянок. Вскоре будет завал, требующий обноса. Но мы недалеко перед ним заночевали, а спустились на воду сразу за завалом.

Дальше плывем, наслаждаемся. Река широкая, все завалы преодолимы без проблем. Расслабляемся. И вдруг... Шоша делится на два, три и еще неизвестно сколько рукавов, растекаясь среди камышовых джунглей. Мы пошли по крайнему правому. Несколько километров напряженной работы заставили нас собраться. Сюрпризы на Шоше - обычное дело.

Появляются деревни. Не забывайте, что молоко, яйца, картофель и другая простая крестьянская пища, которую можно приобрести в них, необычайно скрасит ваш традиционный туристско-консервный рацион.

Под живописно расположенным железнодорожным мостом - искусственный порог. Мы прошли его без проблем (но это в мае!). Еще немного - и тридцать шошинских километров остаются позади. Перед нами озеро Плиса (максимальная глубина 15 м, длина 6,2 км, ширина 1,43 км). На карте виден полуостров в юго-западной части озера. Обычно такие природные места хороши для стоянок. Увы! Их там нет. Останавливайтесь на любом из берегов, но на полуостров не рассчитывайте.

У нас озеро Плиса было последней точкой незабываемого маршрута. Со станции Подсвилье поезд в Полоцк уходит в 15.30, а в 16.30 - на Молодечно. До станции из деревни Плиса ходит автобус, можно подъехать на попутке. Мы же поднялись по реке Свилица до моста и разрушенной плотины, а оттуда отправились пешком (в праздники с грузовым транспортом напряженка). Кстати, это еще добавило колорита в наше путешествие.

Вадим СЧАСТЛИВЦЕВ.
Молодечно.

 
Голосуйте
за нас

br.gis.com.by
При использовании материала не забудьте поставить на нас ссылку: http://tio.agava.ru

 Гостевая книга
  Писать
  Читать

Top 100  09.OPEN.BY Белорусский рейтинг

Design by TiO,1999
E-mail: tio@nsys.by